Новости. Новосибирск

Татьяна Городкова: «Мочили простыни и развешивали их в музее»

Хранитель Третьяковской галереи рассказала, как жили шедевры в сибирской эвакуации.

В Новосибирск привезли шедевры Третьяковской галереи, уже в первые дни выставка вызвала у горожан ажиотаж. Столица Сибири – неслучайный город для московского музея. Именно здесь в годы Второй мировой войны хранились известные произведения искусства. О том, как проходила их эвакуация, как содержали экспозиции Третьяковки за Уралом, а также о том, в каких условиях их содержат сейчас, рассказала главный хранитель галереи Татьяна Городкова на пресс-конференции в ТАСС.

– Как проходила эвакуация произведений?

– Началась война, и через пять дней в Третьяковской галерее были сформированы списки основных шедевров собрания, подлежащих упаковке и эвакуации в первую очередь. И через месяц, 25 июля, первый эшелон с более чем 300 ящиками с упакованными произведениями отправился в Новосибирск. Он шел больше месяца, поскольку не хватало паровозов – их использовали в первую очередь для отправки войск. Эшелон мог встать в поле на несколько часов, паровоз загоняли, затем возвращали. Более 16 тыс. произведений искусства живописи, скульптуры и графики, что составляло существенную часть того собрания Третьяковской галереи, было отправлено в эвакуацию, и три года пробыло в здании театра в очень сложных условиях. Второй эшелон – в Пермь – ушел уже не поездом, а баржей через канал по Волге. Немцы двигались очень быстро, поэтому нужно было осуществить эвакуацию как можно быстрее.

– В чем заключалась работа сотрудников музея в Новосибирске?

– Можно с глубоким уважением и восхищением говорить о музейщиках, которые работали в сложнейших бытовых условиях – без света, без достаточного отопления – температура помещений театра была то 12, то 14 градусов. Они не просто передвигали ящики, а занимались тем, что на профессиональном музейном языке называется «проверка состояния сохранности». Согласно определенному графику, каждый ящик вскрывался, доставались произведения, которые там находились. Если все было хорошо, упаковывали их обратно. Работали весь световой день, с 6 утра до 10 вечера.

­– Как музейщики поддерживали сохранность картин?

– Существуют определенные параметры температуры и влажности, при которых живопись живет комфортно, не пересушивается и не подвергается опасности плесневых грибков. Это достаточно узкие коридоры относительной влажности и температуры. Музейщики пытались поднять влажность в условиях, когда было очень сухо, всеми возможными способами. Мочили простыни, развешивали их в помещении филиала музея, чтобы они высохли, и так далее. Они многократно подчеркивают в своих дневниковых записях и в переписке с коллегами, которые оставались в Москве, что поддерживаются максимально необходимые условия для обеспечения сохранности коллекции, используются вес научные наработки, которые существовали до войны. То есть, несмотря на тяжелейшие условия, они старались не просто пережить этот сложный период эвакуации, а поддерживать стандарты, предъявляемые к хранению памятников живописи.

– Из каких еще музеев, кроме Третьяковской галереи, взяли произведения на хранение в Новосибирск?

– В первую очередь, это московские собрания, Государственный музей изобразительных искусств. Это также Музей нового западного искусства, который после войны был расформирован, Музей Подмосковья, Петергоф. И что еще очень важно – было привезено чудом спасенное от пожара в Севастополе огромное полотно Севастопольской обороны. Это грандиозная панорама, в спасении которой принимали участие реставраторы Третьяковской галереи. Огромные холсты резали, чтобы спасти их от пожара. Нарезанное на большие фрагменты было упаковано и привезено сюда. Есть свидетельства, фотографии и документы, подтверждающие, что в стенах театра эти огромные холсты раскатывались.

– Выставки в Новосибирске проходили?

– В Новосибирске была активная культурная жизнь. В 1943 году, отвечая на многочисленные пожелания публики, третьяковцы стали готовить выставку классического русского реалистического искусства. В этом не было острой необходимости, но музейщики не могли представить себе, как можно сделать выставку без рам. Как можно показать Репина, Сурикова и Шишкина просто на холстах? И добились того, что в Москве по тому списку, который они подготовили, дополнительным эшелоном в Новосибирск были упакованы и отправлены рамы. Это необыкновенная история! Ведь не просто спасали вещи, а еще и думали о том, как публика их увидит. Эти рамы дошли, но чуть позже, из-за задержки поезда.

­– В каких условиях картины содержатся сейчас? Сложно ли было их создать в Новосибирском художественном музее?

– Требования к температурно-влажностному режиму прописаны в договоре. У нас стандарт – 19-20 градусов и 50 плюс-минут пять – относительная влажность. Это принятые мировые стандарты. Именно единые стандарты и позволяют музеям обмениваться друг с другом произведениями искусства. Скажу откровенно: когда мы отправляем вещи в европейские собрания, мы меньше волнуемся, поскольку, как правило, современные европейские музеи имеют искусственный климат. Когда мы работаем с регионами, нам сложнее. Потому что очень часто регионы не в состоянии обеспечить такие условия. А мы придерживаемся базового принципа – не опускаться до уровня региона. Очень многим отказываем. Не потому что мы такие капризные, а потому что мы считаем невозможным отправить вещи туда, где им будет плохо, где будут условия, которые повлияют на состояние сохранности. В Новосибирске те залы, в которых Третьяковская галерея сейчас показывает выставку, – это небольшие залы, уютные, но они все оснащены искусственным климатом. За это большое спасибо и правительству Новосибирской области, и музею.

Юлия Моисеева

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила



О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК54

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 - 69886 выдано 29.05.2017 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2017 БК54
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич

Редакция сайта:
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д.104, оф.703, тел.: (383) 36-37-957

редакция: [email protected]

рекламный отдел: [email protected]