Новости. Новосибирск

Вопрос недели: допустимо ли снимать и показывать комедию про смерть Сталина?

Скриншот: volgafilm.ru

На прошлой неделе в новости опять попала комедия Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», недавно лишенная прокатного удостоверения в России. Несколько дней назад митрополит Новосибирский и Бердский Тихон вспомнил, что Сталин все-таки был одно время семинаристом, считал Иисуса Христа исторической личностью, а «наша задача – не плевать на свою историю». И все-таки: допустимо ли снимать и показывать такие фильмы?

Вера Ганзя, депутат Государственной Думы РФ:

– Подобные фильмы снимают чаще всего  за рубежом. И снимают их те люди, которые ничего не знают о величии и трагедии эпохи Сталина. Для нашего народа это не может быть комедией.  Кроме того, многие тысячи ветеранов чтят имя Сталина. И его смерть для  них была настоящей трагедией. Это люди с трудной судьбой, пережившие войну, и к их чувствам надо относиться с уважением. Такие фильмы не воспитают уважения к собственной истории и у молодёжи. Смотреть или не смотреть  этот фильм – личное дело каждого. Но в кинотеатрах показывать этот пасквиль, я думаю, не стоит.

Алексей Нефедов, член федерального комитета Либертарианской партии России:

– Самый простой способ откомментировать данный вопрос – это сослаться на российскую конституцию, налагающую запрет на цензуру, а не на съёмки комедий. Поскольку коммунисты были против принятия этой конституции, специально для них сошлюсь также на решение 20 съезда КПСС, осудившее культ личности Сталина. И запрет фильма, иронично обыгрывающего последствия культа личности, идёт вразрез с этими решениями.

Что касается либертарианства, то оно однозначно заявляет, что это та область, которая может регулироваться только свободными рыночными отношениями. Раз режиссёр решил снять картину, значит, для него это допустимо. Раз продюсер решил её профинансировать, значит, для него это допустимо. Раз зрители покупают билеты и качают экранку с торрентов, значит, и для них всё в порядке. Просто, помимо возможности посмеяться над смертью Сталина, теперь мы имеем повод посмеяться ещё и над теми, кто пытается это запретить.

Алексей Александров, депутат заксобрания Новосибирской области:

– Не то чтобы это недопустимо, но нежелательно.

Лично я бы посмотрел, если бы мы не находились в состоянии информационной войны с Западом, а она чувствуется на всех уровнях. Там, например, запрещают наши фильмы, не пускают наших корреспондентов, закрывают наши консульства.

У нас много нерешенных проблем, а нам искусственно навязываются новые. Это будет очередная болевая точка – и кто-то будет доволен, кто-то недоволен. А когда есть кто-то недовольный, лучше этого не надо – тем более в такие очень напряженные времена, когда у нас и Донбасс, и Сирия, и олимпийские игры.

И, так как это сделано специально, для организации еще одной розни, для насмешек над нами, то я бы пока воздержался.

Роман Шамолин, философ, сопредседатель Новосибирского открытого университета:

– В свое время Чарли Чаплин представил Гитлера как фарс – правда, довольно легкий. Фильм «Великий диктатор» был снят в 1940 году, еще до всех ужасов, которыми обернулась Вторая мировая война. Про Сталина можно и нужно снимать как фарсы, комедии, так и хорроры – это дело режиссеров. И смерть Сталина не может быть сакральной темой уже потому, что при его правлении смерть стала в нашей стране повседневной гостьей.

Олег Виктрович, актер, общественный деятель, координатор штаба Павла Грудинина в Новосибирске от НПСР и КПРФ:

– Конечно, допустимо! Как вообще допустимо снимать кино, где сама жизнь и смерть. На этом строятся классические трагедии. Есть фильмы Сокурова, есть японские и корейские картиины, есть даже жанр аниме, это есть в дешёвых мультах, не нашего производства. Вы слышите о смерти со всех сторон, даже из новостей – это то, что неизбежно. И Иосиф Сталин не исключение, какова бы ни была его власть – это произошло. Есть много оснований считать, что Сталину не мешали умирать, а активно помогли – в том числе и длительным бездействием.

Но снимать следует правдиво: мы обязаны не забывать историю, чтить память предков и идти вперёд. Как ни крути, а это целая эпоха, о которой люди до сей поры спорят до хрипоты и обид: одни за Сталина, другие – против. Но история не терпит сослагательного наклонения. Её надо знать, чтоб как раз не допускать трагедий, черпать положительный опыт, а он там был с избытком.

Но разве в этом событии есть предпосылки к комедии? Не вижу. Сейчас постмодерн – то есть гибель искусства, но за этим вновь будет возрождение, я в это верю! И если предположить, что мне как режиссёру пришлось ставить спектакль или снимать кинокартину, я бы снимал трагедию.

Олег Алаев, председатель общественной организации «Голос решает»:

– Ну, снимать можно вообще что угодно, тут уж хозяин – барин. Насчет «показывать» – сложнее. В принципе, свобода творчества – это некая ценность, и за нее стоит побороться. Неприятность тут в том, что именно считать творчеством. В последнее время «творчество» в некоторых случаях достигло глубин падения запредельных: даже акт дефекации, обставленный каким-либо образом (хоть теми же портретами государственных деятелей), стало можно называть творчеством, «актуальным перформансом», о нем пишут критики, результаты показывают в художественных музеях... Так что этот вопрос и раньше был непростым, а теперь усложнился донельзя. Вкратце мое мнение такое: запрещать фильм по идеологическим причинам – недопустимо, но по художественным – вполне нормально. Конечно, отдельный вопрос, кто будет определять художественную ценность. Но как принцип художественная цензура – это хорошо и правильно.

Иван Якшин, кинокритик:

– Допустимо все, что не нарушает законы РФ. В русской культуре смерть Сталина не воспринимается как сакральное событие: в романе Саши Соколова «Палисандрия» Сталин умирает, испугавшись пограничной таксы, неожиданно выскочившей из шифоньера; в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!» агония тирана также показана без пиетета.

Недопустимо отзывать прокатное удостоверение за несколько дней до начала проката. Если представители Общественного совета Минкульта возмутились стереотипными представлениями о России из «Смерти Сталина», им следовало начать дискуссию о национальных стереотипах заблаговременно.

Мария Щербакова, член КПРФ:

– Я данный фильм не смотрела, но в последнее время и так хватает фильмов, даже отечественного производства, которые дискредитируют наше прошлое. Я считаю, что это не совсем корректно и формирует ложное представление об истории у молодежи. Поэтому в частном порядке пусть кто хочет, тот и смотрит, находит интересный для себя фильм, но на широкую аудиторию лучше такие фильмы не выставлять.

Константин Голодяев, историк:

– Я осилил этот фильм только за два раза. И то просто из любопытства. Он неинтересный. Там нет ни интриги, ни комедии, ни истории. Просто плохо сделанный фильм. Поэтому я бы ставил вопрос не «допустимо ли показывать», а «смотреть или не смотреть».

Михаил Немцев, историк и философ:

– Тут нужно сделать два важных уточнения. Во-первых, это не комедия. В российском прокате этот фильм назвали  «комедией», но вообще-то по жанру это, скорее, трагифарс. Во-вторых, он не про «смерть Сталина».  Там происходит смерть Сталина, но ее там столько же, сколько Стамбула в фильме «Бриллиантовая рука» – которую никто не считает фильмом о путешествии. Вот с этими двумя уточнения я бы переспросил: допустимо ли снимать трагифарс о том как суетятся и борются друг с другом члены ближайшего окружения Сталина после его смерти? 

Я думаю, да. Нет тем, заведомо запретных для кино (и вообще для искусства) – есть темы более или менее сложные и разработанные. Комического фильма на тему сталинизма кажется, ещё не было в широком прокате в России (или был так давно что и не вспомнить), поэтому его появление изумляет: как же так, нельзя же над этим смеяться! В искусстве многие вещи случаются впервые, вот пришло время и учиться смеяться над сталинизмом. Хорошо было бы если бы  такой фильм был снят в России – это было бы признаком духовного здоровья общества. Но его сняли англичане. Для них Сталин и сталинизм – часть общеевропейского культурного наследия, один из великих тиранов прошлого, не более того. Так получилось, что они для того, чтобы намекнуть на своих собственных политиков и посмеяться над ними, избрали сюжет из советской истории. Но в конце концов не так уж важно, кто именно этот фильм снял: мы уже достаточно далеко от тех событий, чтобы рассматривать их как сюжет для умного и смешного современного фильма.

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



113.02.2018 13:56:25
Сталин выиграл ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ. Это Гений. Горбачёва, который развалил СССР почему-то не трогают, хотя про него много чего юморного можно было бы придумать. НО Горбачёв - табу. Сталин и сегодня воюет - он не даёт покоя тем, кто хотел бы развалить Россию до конца. НАДО ВЕРНУТЬ ВСЕ ПАМЯТНИКИ СТАЛИНУ НА ИХ МЕСТО.
3
3
Омич из Омска15.02.2018 19:08:25
Очередная вносуковыряльная "проблема", что-то вроде захоронения Ленина и тому подобного. Я, конечно, понимаю, что русских нужно чем-то отвлекать от проблем настоящих - вроде растущей нищеты и чудовищного воровства в верхах власти РФ, но и меру знать нужно...
0
0


О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК54

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 - 69886 выдано 29.05.2017 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2017 БК54
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич

Редакция сайта:
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д.104, оф.703, тел.: (383) 36-37-957

редакция: [email protected]

рекламный отдел: [email protected]