Новости. Новосибирск

Олеся Вальгер: «Региональная идентичность у нас всегда будет сильнее национальной»

Фото: Василий Тамазлыкарь

В рамках «Вопроса недели» БК54 продолжает разбираться, насколько в России силен патриотизм. Сейчас об этом рассказывает преподаватель Новосибирского педагогического университета и общественный деятель Олеся Вальгер.

– В последние годы в нашей стране всё чаще говорят о патриотизме – как представители власти, так и политически активные граждане – и не похоже, чтобы все они понимали под этим одно и то же. А что по этому поводу думают ученые?

– «Патриотизм» – это ненаучный, идеологически заряженный термин, которым пользуются консерваторы и государственники для того, чтобы придать положительный оттенок нейтральному научному понятию «национальная идентичность».

– Ну тогда давайте поговорим о национальной идентичности. Что же это такое?

– Национальная идентичность – это эмоционально подкреплённое ощущение принадлежности к воображаемому сообществу людей, которые живут с нами на одной территории и в пределах одного государства.

– То есть, люди считают себя принадлежащими к сообществу, а ученые называют его воображаемым? Почему?

– Во-первых, мы никогда не встретимся со всеми людьми, относимыми к сообществу, – и не сможем оценить, действительно ли мы имеем с ними нечто общее. Во-вторых – мы имеем гораздо больше общего, например, с людьми той же самой профессии из разных стран мира, нежели с большинством людей из своего государства. Однако для осознания этого нам необходимы прямые контакты с ними.

Так вот, национальная идентичность – это весьма любопытное, сложное и интересное явление. Она появляется на фоне индустриальной революции – когда с развитием системы государственного образования и средств массовой информации происходит становление центральных вариантов национальных языков: в результате все люди имеют некоторое общее поле информации и пользуются одной версией языка для всех официальных функций.

– И как с этим обстоят дела конкретно в нашей стране?

– Российской империи – с её огромным разнообразием этносов, географических условий, диалектов – не удалось дойти до стадии формирования национальной идентичности. Здесь существовал предшествующий тип идентичности – имперский – где люди ощущали себя подданными некоторого агента власти, но очень слабо практиковали эту идентичность, сохраняя разнообразие традиционных укладов жизни.

На смену этому пришел советский эксперимент массового образования, в ходе которого декларировалась цель создать «нового, советского человека» – через наполнение его жизни постоянными практиками идентичности (праздники, демонстрации, собрания, пионерия, комсомол и т.д.), которые должны были заменить традиционные уклады. Этот проект имел ряд преимуществ (как минимум, повышение уровня грамотности) – однако в конечном итоге он сформировал и обострил так называемый периферийный национализм, что привело к центробежным силам и реализовалось в череде деклараций независимости и внутренних вооруженных конфликтах.

И сейчас, через четверть века после окончания этого образовательного эксперимента, мы видим довольно неуклюжие попытки государства сделать вид, что национальная идентичность в стране сформирована, и её лишь нужно ретранслировать в школах и СМИ. Но на мой взгляд, эти попытки неуклюжи именно потому, что повторяют ошибки советского эксперимента, выдавая желаемое за действительное. Наша страна настолько разнообразна, что региональная идентичность здесь всегда будет сильнее искусственной, «единой» национальной. Каждый крупный город вырабатывает гораздо более мощный нарратив, т.е. повествование о том, кто мы такие, чем это способны сделать государственные телеканалы. Каждая традиционная этническая культура имеет множество механизмов воспроизводства знания, которое преломляет все общегосударственные образовательные стандарты по-своему. На мой взгляд, Россия не может быть единой культурой, мы можем быть только союзом культур.

– И всё-таки давайте вернемся к простому языку: в России силен патриотизм или нет?

– Пока наше государство не находит в себе сил оставить централизацию всего и вся в прошлом и повернуться к подлинному культурному федерализму – слово «патриотизм», к сожалению, будет оставаться слишком многозначным, чтобы можно было его обсуждать. Кто-то будет понимать под ним культурную, кто-то религиозную, кто-то – этническую, кто-то – региональную идентичность. В результате неизбежно будут возникать попытки отчуждения какой-либо группы внутри страны и каких-либо традиций как «непатриотичных», а эти попытки, как правило, токсичны только для самой национальной идентичности – поскольку невозможно одновременно любить свою страну и ненавидеть какую-то группу её граждан.

Беседовал Алексей Голубков

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:





О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК54

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 - 69886 выдано 29.05.2017 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2017 БК54
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич

Редакция сайта:
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д.104, оф.703, тел.: (383) 36-37-957

редакция: [email protected]

рекламный отдел: [email protected]