Новости. Новосибирск

Ольга Невская: «Рамки, запреты и условные конфетки патриотизм развивать не будут»

Есть ли патриотизм сегодня и что нужно делать, чтобы не утратить это чувство, рассказала педагог-психолог одного из новосибирских кадетских корпусов.

III Всероссийский конкурс социальных проектов «Формирование патриотизма в кадетских корпусах» вот уже третий год подряд проходит в городе на территории Новосибирского педагогического университета. В этом году участие в нем приняли более 60 школьников из различных регионов Российской Федерации: представители 12 кадетских образовательных учреждений Новосибирска, Бийска, Томска, Кемерова, Республики Алтай, Барнаула, Рубцовска, Ачинска и Севастополя.

В этом году диплом лауреата 1-й степени и денежный приз в размере 50 тысяч рублей получили учащиеся Сибирского авиационного кадетского корпуса им. А.И. Покрышкина.

Педагог-психолог этого учебного заведения, которая также была руководителем проектной деятельности кадет, рассказала корреспонденту БК54 о проекте, а также порассуждала на тему патриотизма в современном обществе. В беседе приняли участие и сами ребята, разработавшие проект: Илья Мацуров, Вадим Перепелкин и Влад Карабашев.

Вы победили в конкурсе социальных проектов. Это ваша первая победа?

Ольга: Участвуем с самого первого года запуска этого конкурса, то есть вот уже третий год подряд. Первое наше участие можно назвать, скорее, пробным – посмотреть, узнать, понять. Мы тогда и места никакого не заняли. А вот уже на следующий год наши кадеты стали лауреатами 3 степени. Ну, и, наконец, в этом году мы вышли на первое место.

Фото предоставлено Ольгой Невской

Дети сами изъявляют желание участвовать? Или это все же добровольно-принудительно?

Ольга:  На самом деле дети горят желанием поучаствовать. В первую очередь они хотят узнать, что вообще такое проект, как его писать и что с ним в итоге можно сделать. Им интересно развить свою идею в плане продвижения проекта в массы, в социум.

Ребята, что вам дало участие в этом конкурсе?

Вадим: Для меня это весьма полезный и увлекательный опыт, который дал мне понимание того, что такое создание проекта. Также мне понравилось, как я отлично поработал в команде с моими друзьями и товарищами.

Илья: Я увидел много людей, которым небезразлично развитие патриотизма в России. Эти люди не просто говорят о снижении чувства патриотизма в России – они действуют на пользу своей страны. Мы все в одной команде. А еще я приобрел большой опыт по подготовке и защите проекта.

Влад: После участия в конкурсе я испытал радость победы, а также желание что-то делать, действовать дальше.

Расскажите поподробнее про проект.

Ольга: Проект у нас связан с кинематографом, он так и называется: «Кинематограф высокого полета». Планируется создание патриотического кино, где чувство патриотизма будет развиваться через непосредственное участие детей в этом проекте. Они и режиссеры этого фильма, и его сценаристы, и актеры. Вообще набирается команда людей, которые в этом будут участвовать. И они все это будут осуществлять совместно. На данный момент мы планируем ввести в сюжет фильма трех реальных исторических персоналий разных эпох – от поэта до полководца, только вот они будут подростками, как, собственно, и главный герой фильма. И эти исторические личности с нашим героем встречаются во временной петле, обмениваются разными взглядами на различные аспекты жизни. И в итоге благодаря такому общению главный герой становится патриотом, находит то, что за что он может и хочет любить родину, что он может для нее сделать. Таким образом, своим проектом ребята будут развивать чувство патриотизма у окружающих, причем двумя способами: активным и пассивным. Активный заключается в том, что дети будут принимать участие в создании этого фильма. Проживание ролей исторических героев нашей страны приносит особой вклад – патриотические позиции становятся более явными. Ну, а пассивный способ – это просмотр итогового фильма и приобретение каких-то новых знаний.

Как будет распространяться фильм?

Ольга: Мы рассматриваем разные способы. Один из них – распространение в интернете. Другой – когда сами кадеты будут приходить в школы с предложением поучаствовать в подобном мероприятии. Ведь проект рассчитан на то, что будет создан не один фильм, а целая серия в дальнейшем. Это  длительный процесс, который не имеет конца. Поэтому предполагается участие не только кадет, но и школьников, студентов.

Почему только кадеты принимали участие в этом конкурсе?

Ольга: Цель этого конкурса – создать силами детей социальные проекты для того, чтобы они были реализованы не только в условиях кадетских корпусов, но и широко охватывали контингент.  И наш проект ориентирован не только на кадет, так как у них-то зачастую уже и сформировано чувство патриотизма. Да, сейчас на первом, пробном  этапе реализацией займутся кадеты, но постепенно они будут привлекать и школьников. А вполне возможно, что и не только школьники в итоге будут задействованы.

Ребята, скажите, изменило ли участие в конкурсе ваши взгляды на патриотизм?

Вадим: Думаю, нет. Несомненно, я узнал немало новой информации в ходе работы над проектом. Но это мы, в первую очередь, должны менять взгляды на патриотизм у той молодежи, которая еще не определилась со своей позицией в этом вопросе.

Илья: Участие придало мне уверенности действовать дальше в этом направлении. Я понял, что наша позиция правильная, и нас готовы поддержать.

Влад: Как был патриотом, так и остался.

Фото предоставлено Ольгой Невской

Как, по-вашему, имеет ли место упадок патриотизма в нашем обществе?

Ольга: Снижение роста патриотизма есть, и об этом уже говорилось. Всероссийский центр изучения общественного мнения в 75-ю годовщину начала Великой Отечественной войны опубликовал результаты, которые показали, что уровень патриотизма снизился по сравнению с 2014 годом на несколько пунктов. Хотя он все равно остается достаточно высоким, но, тем не менее, такая тенденция была.

А есть ли такая проблема в нашем обществе, как навязывание патриотизма? 

Ольга: На самом конкурсе царил дух истинного патриотизма. Я была этому рада, потому что все, кто хотел участвовать в этом конкурсе, были замотивированы принести пользу  обществу. Все были искренние, говорили от души. Нет, в этой среде точно ничего не было навязанного.

А вообще это сложный вопрос в современных условиях, так как у каждого есть свобода выбора: патриот ты или нет. У всех понятие патриотизма разное. И каждый, в зависимости от этого понятия, выстраивает свое поведение и корректирует свои жизненные принципы и ценности. Если человек действительно хочет принести пользу родине и видит в этом необходимость и целесообразность, то он будет получать удовольствие от своей деятельности, направленной на развитие патриотизма.

Если рассматривать с этой позиции наш проект, то для тех, кто не считает себя патриотом, создается атмосфера, в которой есть дополнительные аспекты. Они ни к чему не обязывают и носят информативный характер: знания о своей родине и глубокое проживание героев, которые будут представлены в каждой из картин. Потому что, когда ты играешь конкретную роль, ты ее проживаешь полностью, пытаешься понять, что с человеком происходило и как он вообще эти позиции мог пропагандировать. Если даже не патриот встанет на эту роль и попытает ее проиграть, то он все равно пропустит это через себя, и тогда какие-то знания в голове у него точно останутся.

Некоторое время назад Русский академический фонд предложил всем, кто закончил вуз с красным дипломом, давать отсрочку от армии до 27 лет, но взамен у них будет ограничен выезд за границу. Насколько такие нововведения помогают укреплять чувство патриотизма?

Ольга:  На мой взгляд, подобные вещи не помогают. Скорее, даже наоборот.

Если же организовать какую-нибудь совместную деятельность, которая зажжет сердца людей, которая будет нести в себе социальную значимость и давать право выбора – это истинное подкрепление патриотических позиций. Такого рода проекты полезны и они будут развивать патриотизм. А вот любые рамки, запреты и условные конфетки, наверное, нет – патриотизм они развивать не будут.

Нужно ли прививать чувство патриотизма своему ребенку?

Ольга: Если родители патриоты, то они и деятельность своей семьи будут выстраивать соответствующим их мировоззрениям образом. Ребенку это будет прививаться как нормальные условия жизни. Другое дело, когда родители придерживаются одной позиции, а ребенку пытаются привить что-то обратное.

Главное и правильное, что поможет сформировать патриотизм в сознании ребенка, – это среда, которая  будет стимулировать к тому, чтобы эти чувства воспитывались.

Какими вы видите перспективы развития патриотизма в среде молодежи?

Ольга: Патриотизм, как и любое чувство, без подкрепления просто не выживает. Важно, чтобы не только дети разрабатывали какие-то проекты, несли их в массы - нужно, чтобы была и поддержка этих идей. Если же этой поддержки со стороны семьи, школы, государства не будет, то и развития никакого у этих идей тоже не будет.

Если мы постоянно улыбаемся человеку, а он нам нет, то через какое-то время нам расхочется улыбаться ему. Тут то же самое.

Можно ли эту ситуацию рассматривать в масштабах всей страны?

Ольга: Почему бы и нет. Если  патриотизм будет развиваться как-то отдельно от государства – без поддержки, то, скорее всего, он натолкнётся через какое-то время на стену и заглохнет. Если же  государство будет пытаться искусственно развивать патриотизм, то тоже никакого эффекта не будет.

Но если с одной стороны общество со своими идеями будет развивать патриотизм, а с другой стороны государство будет этому способствовать, то будет развитие.  Движение в данном случае должно быть двухстороннее. Если двигаться только в одном направлении, то можно уткнуться в тупик.

Дарья Костицына

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:





О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК54

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77 - 69886 выдано 29.05.2017 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2017 БК54
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич

Редакция сайта:
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д.104, оф.703, тел.: (383) 36-37-957

редакция: [email protected]

рекламный отдел: [email protected]