Новости. Новосибирск
www.bk54.ru

Александр Орлов: «Когда я только начинал, врачи мне сказали: ты понимаешь меру ответственности?"

11-09-2017 17:17:56

Новосибирский инструктор-парапланерист Александр Орлов устраивает полеты в тандеме для тех, кому чувство преодоления нужнее всего. Это люди с ограниченными возможностями здоровья, а также онкобольные, в том числе дети и их родные. А в минувшую субботу Александр поднял в воздух участниц конкурса красоты для девушек, передвигающихся на колясках, «Мисс Интеграция». Но такие мероприятия находятся под угрозой прекращения – прокуратура усмотрела в их организации нарушения.  Из судов Александр не выбирается уже больше года.

БК54 поговорил с Александром и узнал, в чем суть конфликта, и что парапланерист собирается делать дальше.

– Александр, какие претензии предъявила вам прокуратура?

– У нее четыре претензии: использование земли, использование воздуха, полеты без лицензии на коммерческие перевозки и полеты без страховки.

По этим четырем статьям были возбуждены гражданские и административные дела. Два из них я выиграл - доказал, что ни лицензии, ни страховки не требуется. Сейчас я подаю встречный иск на возмещение судебных расходов по этим делам.

Дело в том, что летательные аппараты до 115 кг, к которым относится параплан, выведены из госрегулирования. Никаких документов в России на них не выдают - просто нет таких органов, которые бы этим занимались. Тут всё на страх и риск инструктора. Другое дело, что мало кто рискует. Принять на себя всю ответственность - не очень легкое дело.

Другие два дела - по воздуху и по земле - я проиграл, но, на мой взгляд, проиграл неправомерно. Прокуратура абсолютно непрофессионально сработала. Если суд принял сторону гражданина – а так и произошло - это уже о чем-то говорит. 

Что касается земли, прокуратура считает, что я не имею права ее использовать. Хотя собственник земли – министерство обороны – против этого не возражает. Военные нам подписали инструкцию на производство полетов в этой зоне. Да, нет договора аренды, как того требует прокуратура, но по всем остальным показателям мы ничего не нарушали. На областном уровне я суд проиграл, сейчас собираюсь заявлять в Верховный суд.

Что касается воздуха, то здесь тоже требования прокуратуры неправомерны. Согласно воздушному законодательству, отдельные воздушные зоны перекрываются, если этого требуют обстоятельства. В день, когда нам предъявили претензии, воздух должны были перекрыть с 13.30 - это был день города, и над нашей территорией в эти часы теоретически могли полететь самолеты. Соответственно, эту зону закрыли для коммерческих полетов. Но прокуроры к нам приехали не в 13.30, а в 12 с чем-то. В это время воздух был еще открыт. И это время в протоколе написано, то есть документально зафиксировано. Но когда в суде мы говорили, что ограничение было только с 13.30, суд нас просто проигнорировал. Фактически, если бы я после 13.30 летал, нарушение было бы, но этого не случилось.

– Вероятно, прокуратура исходила из того, что нарушение все равно бы произошло – вы бы продолжили летать и после 12. Вы считаете, это имеет значение?

– Не большое. Когда я начал изучать судебную практику, выяснилось, что довольно часто суды становятся на сторону государства, несмотря на то, что ситуация сложилась в пользу гражданина. Получается, прокуратура выступает против граждан, борется с ними. То есть прокурор всегда прав, потому что он – государственный чиновник. Меня это уже не удивляет, я за год очень много узнал. Но для себя решил: пока могу летать, я летаю и борюсь.

Если меня полностью ограничат в деятельности, мне придется уехать в другую страну. Сегодня существует много «дыр» в нашем воздушном законодательстве, особенно применительно к малой авиации. Таких жестоких и предвзятых законов, как в России, нет нигде. Ни в Европе, ни в Америке. Когда русские пилоты уезжают за границу, они летают свободно. Возвращаются в Россию – берутся за голову. Я полгода прожил во Вьетнаме, и мне есть с чем сравнить. Россия в этом плане очень недружественная страна - и к гражданам, и к пилотам. Во всем мире малая авиация – это большая ниша, много людей там летает спокойно. А чтобы этим заниматься в России, нужно много кругов ада пройти. При этом у нас огромная страна, сам бог велел летать здесь на самолетах. Есть очень много мест, куда машина не может проехать.

– Как вы считаете, есть у происходящего скрытая подоплека?

Нет, явных недоброжелателей у нас нет давно. С представителями прокуратуры мы общаемся в рамках суда, и я с их стороны не вижу ни злости, ни неприязни. Они делают свое дело, у них работа такая. Работа неблагодарная, я бы никогда на такую не пошел. Но они ее выбрали. Это их карма – жить в атмосфере общественной неприязни. Просто в рамках суда каждый пытается доказать свою позицию.

– Вы сказали, что инструктор занимается полетами на свой страх и риск. Поднимать в воздух людей с ограниченными возможностями – это риск еще больший…

– Это действительно так, летать с этой категорий страшнее. Потому что если что-то пойдет не так, будет очень сложно выправить ситуацию. А ведь могут возникнуть непредвиденные обстоятельства - ветер изменится, подует не с той стороны, крыло начнет подгибаться... Когда я только начинал, мне врачи сказали: ты понимаешь меру ответственности? У них (людей с ограниченными возможностями здоровья) очень маленькая подвижность, слабые кости – как стеклянные, слабые мышцы. Любой резкий удар может привести к переломам, травмам, а в их состоянии травма может не зарасти вообще. Но я свою меру риска на себя принимаю.

У нас был один критичный взлет на первой акции с колясочником. Мы взлетели, купол клюнул, и ноги прошли на скорости по земле. Я этого не заметил на взлете, а потом увидел на ролике. Слава богу, все обошлось, но если бы это произошло на 15 см ниже, могло бы быть что-то очень неприятное. Вселенная хранит, наверное, от таких случаев.

Юлия Моисеева

CopyRight © 2008-2014 БК54. Все права защищены. При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
Рекламный отдел: (3812) 399-089

Телефон горячей линии: 37-01-01