Новости. Новосибирск

Светлана Кундаль: «Социальное предпринимательство – это высшая форма существования бизнеса»

Фото из личного архива Светланы Кундаль.

Директор ООО «Альфа-финанс» рассказала, что изменилось в российском бизнесе с 1900-х годов и к чему нужно быть готовым тому, кто решился открыть своё дело.

 – Как изменился облик российского предпринимателя за последние 10-15 лет? Современные предприниматели – кто они?

 – В 80-90-ых годах, когда в стране поменялась жизнь, предпринимательское сообщество формировалось стихийно. То есть, те люди, которым раньше всё было запрещено, и вдруг стало всё можно, пробовали абсолютно всё подряд, делали это любыми методами и способами. Не было никакой системы, законодательства – практически ничего. Можно сказать, что в те времена предпринимательство формировалось стихийно и не всегда честно. Сейчас картина совсем другая.

 – Что именно изменилось в нашей бизнес-среде?

 – Во-первых, предприниматели очень сильно помолодели. То есть буквально со студенческой скамьи люди пробуют, организовывают какие-то свои проекты, пытаются привлекать товарищей в партнёры, начинают уже реально что-то делать.

Во-вторых, появилось бизнес-образование. Людей теперь учат тому, как вести бизнес. Причём не только западный опыт перенимают, хотя большая часть информации действительно приходит с Запада, но и здесь - в России, и в Новосибирске в частности - формируются разные бизнес-школы.

Люди, которые достигли успеха, теперь делятся своими навыками, своим опытом, берут юных предпринимателей на попечение, становятся для них менторами, наставниками. И сейчас уже подход к предпринимательству более осознанный, более системный.

И немаловажное значение оказывает то, что формируется законодательная база в нашей стране. Конечно, законы у нас довольно жёсткие, ограничений для предпринимателей очень много, рисков тоже достаточно. Но, с другой стороны, это формирует более осторожный и осознанный подход к деятельности.

– Есть ли какая-то специфика именно у новосибирского бизнеса?

– Самая главная особенность нашего города – это молодость. Удивляет огромное количество молодых ребят. Самое главное, что они все очень идейные, у них своё видение мира, они понимают, что нужно другим людям. Эта кипучая энергия неуёмная – она, как мне кажется, свойственна именно для Новосибирска, и в том числе потому, что здесь очень много вузов.

И ещё один аспект, наверное, в том, что в Новосибирске есть Комитет поддержки предпринимательства, который очень много делает для того, чтобы бизнес в этом городе развивался и процветал.

– Какие стереотипы, справедливые для бизнесменов прошлых десятилетий, больше не актуальны?

– Не знаю, как в стране в целом, но конкретно у нас в городе у широких масс почему-то очень критическое и агрессивное отношение к людям, которые занимаются бизнесом. Почему-то считается, что предприниматели – это враги, это зло, и что все беды у нас либо от власти, либо от бизнеса.

– Из-за чего, на ваш взгляд, сложилась такая позиция?

– Потому что полтора-два десятилетия назад во многом это было действительно так. Но времена меняются, меняется окружение, меняется экономическая ситуация, меняются законы. И сейчас уже теми методами, которые работали раньше, пользоваться в принципе невозможно.

Люди, которые сегодня идут в бизнес – они обязательно увлечены какой-то идеей, они стараются улучшить мир. Даже если посмотреть вокруг, всё, чем мы пользуемся, всё, что приятного и полезного есть в жизни – кинотеатры, боулинги, детские центры – всё, что угодно – это создали предприниматели. Это создали те люди, которые ценой своих каких-то жертв, денег, времени, здоровья, чего угодно, построили вот эту всю инфраструктуру.

Кроме того, бизнес даёт не только какие-то конкретные общественные блага, он создаёт и рабочие места. У людей есть возможность заработать деньги благодаря тому, что предприниматели прилагают к этому усилия. Поэтому жаль, конечно, что такое мнение бытует.

– Как вы считаете, почему подобные стереотипы всё ещё существуют? Прошло слишком мало времени?

– Времени прошло очень мало. Но кроме того, предрассудки сохраняются, потому что в открытом доступе почти нет информации о деятельности, о жизни предпринимателей. Сами владельцы бизнеса слишком заняты работой над своей компанией, созданием продуктов и не находят возможностей для того, чтобы делиться с миром, хотя это необходимо делать.

Ну и, наверное, просто особенности человеческой психики: люди инертные чаще мыслят стереотипами прошлого, чем интересуются чем-то новым, хотя всё уже поменялось на самом деле.

– Что такое социальное предпринимательство?

– Социальные предприниматели, на мой взгляд, – это высшая форма существования бизнеса. Это та сфера, где предприятие за счёт своей коммерческой деятельности решает какую-то социальную проблему.

Люди, готовые такими вещами заниматься, – это, как правило, уже состоявшиеся предприниматели, которые заработали денег и готовы инвестировать их в развитие таких проектов. Потому что в этом направлении деятельности много заработать вряд ли получится. И я лично считаю, что эти люди – они в какой-то степени герои.

– Какие основные направления социального предпринимательства есть в Новосибирске?

– У нас сейчас правительство очень активно поддерживает всё, что касается средств для реабилитации маломобильных граждан. Также поддерживается занятость социально незащищённых слоёв. Есть, например, налоговые льготы для тех компаний, которые принимают на работу инвалидов. Либо льготы для тех, кто берёт на работу подростков, обеспечивая занятость школьников и студентов.

– Зачастую представители сетевого маркетинга называют себя социально ориентированным бизнесом, потому что предоставляют рабочие места студентам, пенсионерам и молодым матерям. Как вы могли бы это прокомментировать?

– Честно скажу, что я сетевой маркетинг бизнесом не считаю. На мой взгляд, это суррогат занятости. Он имеет очень много ограничений даже с точки зрения зарабатывания денег.

Любой бизнес, будь он социально ориентированный или просто коммерческий проект, должен иметь одну цель – удовлетворение какой-то существующей общественной потребности. А сетевой маркетинг – это, как правило, исключительно навязывание продукции.

Очень часто компании сетевого маркетинга действуют на рынке косметических средств или БАДов, но эти рынки и так насыщенны. Поэтому действуют они методом навязывания продукции. И с точки зрения потребности в этих продуктах, это очень сомнительный бизнес, и с точки зрения людей, которые там заняты.

Сетевики работают, по сути, не на себя. Это просто наёмные сотрудники, специалисты по продажам в широком смысле слова, которые работают на компанию и помогают ей сбывать продукцию. А самих этих людей едва ли можно назвать предпринимателями.

– Есть мнение, что некоторые предприятия открывают социальные проекты только ради пиара, не задумываясь о реальной социальной составляющей. На ваш взгляд, имеет ли эта позиция что-то общее с реальностью?

– Потребители социально значимой продукции и услуг – это специфическая категория, где пиар вряд ли возможен.

Если предприятие открыло социальный проект только ради того, чтобы покупали его основную продукцию, то кто её будет брать? Те же самые люди, которые покупают, например, инвалидные коляски? Вряд ли. Те, кто просто увидит рекламу? Это наивно. Потребитель тоже взрослеет, умнеет и поэтому едва ли поведётся на такие дешёвые вещи.

Ещё раз повторюсь, что те, кто на самом деле занимается социальными проектами, – это более зрелые люди. Это предприниматели, которые для себя уже всё заработали и ищут новое применение, хотят быть полезными. Как правило, это так.

– Есть ли в Новосибирске какие-то объединения предпринимателей? Чем они занимаются?

– На самом деле, объединений у нас очень много. В целом среда для развития бизнеса в нашем городе очень благодатная, и сообществ самого разного рода предостаточно.

Наверное, самое известное и крупное объединение – это  "Опора России". У нас в Новосибирске есть местное отделение, оно ведёт очень активную деятельность. Суть этой организации – диалог бизнеса и власти. У членов "Опоры России" есть возможность продвигать какие-то законодательные инициативы, возможность получить поддержку, защиту, если вдруг что-то происходит с бизнесом, какие-то злоупотребления, есть возможность познакомиться с нужными людьми, найти полезные связи и так далее.

Также есть очень много клубов предпринимательских, которые объединяются по различным сферам. Например, объединение директоров HR-компаний. Есть и просто клубы по интересам, по целям. Нередко их деятельность сводится к тому, что они организуют какие-то мероприятия, начиная с тренингов и мастер-классов от именитых спикеров и заканчивая просто времяпрепровождением, досугом. Люди собираются, знакомятся, приятно проводят время.

То есть найти для себя подходящую компанию предпринимательскую всегда можно. В нашем городе их с избытком.

– К чему нужно быть готовым человеку, который решил открыть свой бизнес?

– Трудиться. Много и тяжело. Это первое, к чему нужно готовиться.

Второе – нужно быть готовым к лишениям. И имеются в виду не только деньги – хотя первое время приходится очень много вкладывать, не получая отдачи. Но речь не только об этом. Во-первых, время. Предприниматель не работает с девяти до шести, он работает круглосуточно. И он должен быть готов в любой момент всё бросать и бежать спасать либо свой бизнес, либо своего клиента. Приходится отказываться от того, что раньше было привычным –  хобби, встречи с друзьями. Некоторые люди даже уйдут из вашей жизни просто потому, что больше не будет времени на встречи.

И самое главное – нужно любить. Любить то, чем ты занимаешься, и любить своего клиента. Если этого не будет, то успеха не получится достичь.  

Беседовала Татьяна Булай

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:





О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Сетевое издание БК54



CopyRight © 2008-2017 БК54
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМ?, возможны только с письменного разрешения редакции.
Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-079
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: +7 (383) 36-37-957